Кіровоград24: портал про місто

Кіровоград24: портал про місто

Розділ: культура
Автор: Карина Крупенченкова
Дата: 3 липня 2012
Документ знаходиться за адресою: http://kirovograd24.com/culture/2012/07/03/tuberkulez-bez-kupjur.htm
культура, 3 липня 2012

Туберкулез без купюр

Карина Крупенченкова

«Туберкулезом может заболеть каждый. Я лично видел, как от этой болезни чахли и умирали профессора институтов и наркоманы, которые десятки лет сидели на игле. Одни излечивались и начали новую жизнь. Других я хранил вместе с родственниками. Туберкулез повсюду: в транспорте, в магазинах и библиотеках; в воздухе, в воде. Вы даже не подозреваете, а ваш сосед уже может быть болен», - с таким рассказом фотодокументалист Максим Дондюк выступил на открытии беспрецедентной выставки «Остановим туберкулез в Украине» в Кировограде.

В экспозиции, которая открылась в Художественном музее, представлены документальные фото больных, страдающих туберкулезом, сделанные в тубдиспансерах и исправительных колониях Донецкой и Херсонской областей. О том, как готовилась выставка, рассказывает сам автор.

 

- Какую цель Вы ставили перед собой, создавая этот проект?

- Я надеюсь заострить внимание общественности на данной проблеме, думаю это единственный способ заставить правительство решать эту проблему. СМИ в Украине полностью игнорируют эту проблему, а политики заняты делёжкой власти. Украинские журналы не печатают эти фото особенно перед чемпионатом по футболу. Всем проще закрыть глаза на умирающих людей, чем подать руку помощи. Мне остаётся только надеется, что мои фотографии привлекут внимания общественных организаций и благотворительных фондов, которые в состоянии помочь решить эту проблему. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) использованы эти фотографии для поддержки европейских МЛУ-ТБ плана действий для сбора средств на борьбу с туберкулезом в восточной Европе. 

 

- Максим, насколько я знаю, больницы, а тем более, исправительные колонии довольно закрытые учреждения. Как для Вас сделали исключение?

- В Донецкой области мне помог Фонд Ахметова попасть в больницы и тюрьмы, они и дальше мне помогали с тюрьмами, но в больницы я уже научился проникать самостоятельно. Для того что бы рассказать не хватит даже этого интервью. Как сказал Эй. Джей. Либлинг - "Хороший репортер, если он найдет правильный подход, сможет договориться с кем угодно на их языке – хоть с кошками, хоть с арабами. Вся проблема – в правильном выборе, и если он подбирает неправильное слово, то может уйти с расцарапанной физиономией или совершенно сбитым с толку". Но все же раньше пока никто не знал о моём проекте, мне было намного проще снимать в больницах. Сейчас, когда проект получил некую известно в Украине и за ее пределами, я же не безликий фотограф мне становиться сложно попасть в больницы, я все чаще начинаю снимать людей переболевших или болеющих туберкулезом за пределами больниц и тюрьм.

 

- Что Вы видели? В каких условиях живут больные в тубдиспансерах?

- Я снимал только в двух регионах. В Донецке ситуация немного лучше благодаря Фонду Ахметова. В Херсоне же я наблюдал полную катастрофу. И главврач ничего не может с этим сделать, поскольку недостаточно средств. Пациенты, которые лежат с начальной стадией, еще могут оплатить свое лечение, а вот со стойкой формой все намного сложнее—нет средств. Больным выдают два куска хлеба утром, и они должны растянуть их на весь день, суп жиже кофе. И вот там люди, у которых нет денег, просто умирают. Это напомнило мне о фотографииях, которые я видел ранее – об освобождении концентрационного лагеря Аушвиц. Очень худые люди лежали в палатах, каждый день кто-то умирал, многие из них с трудом передвигались.

 

-Условия проживания и лечения больных в местах лишения свободы наверняка не лучше? Как живут и лечатся от туберкулеза осужденные?

- Часто из-за халатности со стороны государства заключенным начинают курс приема медикаментов с сильных антибиотиков и не доводят его до конца. Или когда завершается срок лишения свободы, эти люди, стремясь полностью выздороветь, приходят в гражданские больницы, где им отвечают: «Простите, нет таких лекарств, нам не выделяют достаточно денег». Как следствие, туберкулез переходит в стойкую форму, которую сложно вылечить. Причем в тюрьмах качество лечения, как правило, лучше: подконтрольность другому министерству, дисциплина лучше, плюс иностранные проверки.

 

- Как проходили съемки? Легко ли больные шли на контакт?

- Даже если врач разрешит снимать в отделении, я ни как не могу снимать, пока я не поговорю с людьми находящимися на лечении. У них своя жизни и свои правила, я для них обычный журналист, который они ненавидят. Наши журналисты на столько обгадили свою репутацию, что лучше сразу отказаться от того, чтобы представляться журналистом. Бывало, что я разговаривал около восьми часов со всем отделением, бывало, что хватало и нескольких часов. Часто за неделю я не делал ни единой фотографии, а просто общался с больными. Самое главное никогда не врать, особенно тем, кто умирает. Быть честным с людьми, которых снимаю и с самим собой.

 

- За время проекта Вы, наверняка, видели много смертей. А среди ваших героев есть люди, которые успешно преодолели туберкулез?

- Я фотографирую в основном людей, которые не имеет средств на лечение, а таких большинство в моей стране. Люди, которые имеют деньги, могут позволить себе хорошее лечение. Они скрывают совой диагноз от друзей и знакомых, по причине стигмы о туберкулезе в Украине. Чаще всего человек попавший в больницу не получат всех лекарств, по причине что их просто нет в больнице. Правительство халатно относиться к этой проблеме. Туберкулез не прощает таких ошибок! Если больному необходимо принимать 5 препаратов, а ему дают всего 2, к остальным вырабатывается устойчивость, мультирезистентный туберкулез в Украине вылечить почти невозможно, чаще всего эти люди умирают в больницах или у себя дома. В Украине нет принудительного лечения, человек может выбирать сам, где он будет лечиться в больницу или у себя на дому. Часто людей, у которых нет денег на лечения, выгоняют из больниц с устойчивой формой туберкулеза. Несколько месяцев назад верховная рада Украины приняла закон о принудительной диспансеризации больных туберкулезом, но по-прежнему не обеспечивает ни должностного лечения, ни питания. Людей просто изолируют в старых больницах, где нет всех медикаментов и хорошего питания. 

 

- Так все-таки туберкулез – это не приговор?

- 100% нет! Чем раньше поставить диагноз, тем быстрей можно вылечиться. Главное не отрицать возможности заболеть даже самому успешному человеку. Оттягивание лечения может привести в необратимому исходу. В Украине эпидемия туберкулеза и заболеть может каждый.

 

- Каковы ваши дальнейшие планы? Вы собираетесь продолжать данный проект?

- Я пытаюсь продолжать снимать проект дальше, но чем больше проект набирает известности, тем закрытей для меня становятся больницы и тюрьмы. Я уже около месяца живу в Крыму и до сих пор так и не смог попасть ни в одну больницу. Я стараюсь больше снимать людей за пределами больниц и тюрьмы сейчас.

7322Перегляда
Інші матеріали розділу Версія для друку

Коментарі

Ще нема коментарів до цього матеріалу. Будьте першим!
Напишіть ваш коментар
Ім'я:
Коментар: