Кіровоград24: портал про місто

Кіровоград24: портал про місто

Розділ: фотогалерея
Автор: Отрывок из книги Вячеслава Чебышева «Мотоспорт – моя жизнь!»
Дата: 6 січня 2022
Документ знаходиться за адресою: http://kirovograd24.com/photo/2022/01/06/nedopetaja-pesnja-vitalija-grabovtsa.htm
фотогалерея, 6 січня 2022

Недопетая песня Виталия Грабовца

Отрывок из книги Вячеслава Чебышева «Мотоспорт – моя жизнь!»


Виталий Андреевич Грабовец родился в Кировограде 11 июня 1945 года. Ещё когда Виталий был маленьким, его родители – Андрей Яковлевич и Вера Николаевна – переехали в Александрию и поселились на первом этаже  двухэтажного дома на посёлке Победа. А 6 января 1948 года в Александрии родилась его родная сестра Люба. Именно она и передала мне 24 грамоты своего брата, которые я бережно храню, в надежде передать их в коммунальный Музей спорта, о создании которого вот уже более десяти лет я регулярно пишу в письмах на имя мэра Александрии. Увы, пока бесполезно…

   

Виталий Грабовец закончил 8 классов в школе на Победе и перешёл в вечернюю школу, которую так и не окончил, поскольку с утра до ночи пропадал в мотоклубе и на занятия не ходил. Подошло время службы в армии. 10 сентября 1962 года вышла Директива Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, в которой предписывалось создать в составе Киевского военного округа 9-ю отдельную бригаду специального назначения (воинская часть 83483). Она была создана в городе Кировограде. Именно в эту элитную бригаду и призвали служить Виталия, учитывая его прекрасную антропометрию и успехи в мотоспорте. К  слову. Он был невысокого роста, зато сильный и очень крепкий – широкоплечий и с хорошо развитой мускулатурой. Мне он всегда напоминал борца вольного стиля. При этом он был импозантным мужчиной, на которого обращали внимание девушки. Армия закалила Виталия, он возмужал и физически окреп. Всё это здорово помогло ему после демобилизации, когда он продолжил занятия мотоспортом.

   

О спортивных успехах Виталия Грабовца можно рассказывать и рассказывать. Я лишь ограничусь коротким обзором. Сообщу, что в то время у нас не было узкой специализации, и все мы были универсальными гонщиками. Мы выступали в  мотокроссе, мотогонках на ипподроме, шоссейно-кольцевых гонках (ШКГ), спидвее и ледовом спидвее. Результаты в этих дисциплинах, как и в некоторых других, шли в зачёт областям УССР по линии ДОСААФ. Такая «обязаловка» и сделала нас универсалами в мотоспорте. Первый успех пришёл к Грабовцу 9 декабря 1962 года, когда он – 17-летний юноша – в классе 125 куб.см занял первое место в областных соревнованиях, посвящённых  Дню Конституции, что проходили в Александрии. За свою спортивную карьеру Виталий выступал в разных классах мотоциклов, однако его любимая кубатура – 350 куб.см. Укажу лишь те гонки, где он занимал  первые места. Первенство УССР по мотогонкам на ипподроме, Одесса,  24-27 августа 1967 года – первое место в классе 350 куб.см. Республиканский традиционный мотокросс на приз С. М. Кирова, Кировоград, 26 октября 1969 года – первое место в классе 350 куб.см. Первенство и финал V Спартакиады УССР по мотогонкам на ипподроме, Одесса, 11 июля 1970 года  – первое место в классе 350 куб.см. Первенство УССР по шоссейно-кольцевым гонкам, Минск, 21 мая 1972 года – первое место в классе 350 куб.см.     

   

Виталий обожал быть лидером. Он  всегда к этому стремился и в жизни, и в спорте. Любил он и покрасоваться, часто играя на публику. Например, проезжая на заднем колесе большое расстояние, он при этом смотрел не вперёд, а в сторону зрителей, если это было на трассе мотокросса, или на пешеходов, если  такие трюки он делал на дорогах общего пользования (как на дорожном мотоцикле, так и на кроссовом, по дороге на трассу мотокросса или с трассы). Иногда это он делал на грани риска.  Грабовец был действительно бесстрашным и неисправимым лихачом…

   

…Никогда не забуду, как в 1968 году мы несколько раз с В. Грабовцом ездили в Кремгэс, позже переименованный в Светловодск (по некоторым данным в 1969 году, а по другим – в 1970). – А зачем вы туда ездили? – спрашивает любознательный читатель. Отвечаю. Мы ездили туда за вяленой рыбой! Не удивляйтесь, ведь в СССР это было время тотального дефицита на всё! В Александрии вяленой рыбы нельзя было найти и днём с огнём, вот и делали мы вояжи в соседний город, что находится на берегу Кременчугского водохранилища. Ездили мы на дорожном мотоцикле Виталика. Быть пассажиром, когда за рулём Виталька, мог не каждый, ведь ехал он полный газ, невзирая на состояние дороги! Я к этому привык и не реагировал на большую скорость и манеру спортивной езды своего друга. В том месте, где трасса проходит по хвойному лесу, на дороге была небольшая волна, и Виталий обязательно делал прыжок, как на мотокроссе! При этом мы оба в унисон  орали от восторга! Чем мне нравились эти поездки, так это тем, что на отдельных участках трассы мой друг доверял мне управление мотоциклом, хотя у меня на тот момент ещё не было удостоверения водителя. Я тоже ехал быстро и Виталий мне иногда громко говорил: – Сбрось газ! Сбрось газ, я тебе сказал! Скажу, что эти поездки всегда обходились без приключений и домой мы возвращались с вяленой рыбой и весьма довольные.

   

Жизнелюб и весельчак, Виталий всегда был Душой любой компании. А если он брал в руки баян и начинал играть и петь, то тут же оказывался в центре внимания, что он очень любил. Играл он действительно виртуозно и пел здорово! При исполнении песен, он улыбался своей неотразимой улыбкой, топал в такт ногой, наклонял корпус то влево, то вправо, как бы пританцовывая… Словом, исполнение каждой песни он превращал в театр одного актёра. Такое не забудешь никогда! Я до сих пор помню некоторые слова из песен его репертуара. Вот они:


Подставляйте ладони, 

Я насыплю вам солнца, 

Поделюсь теплым ветром, 

Белой пеной морской, 

А впридачу отдам эту песню – 

Вы возьмите ее с собой...


Или эта песня:


Как всегда, мы до ночи стояли с тобой,

Как всегда, было этого мало,

Как всегда, позвала тебя мама домой,

Я метнулся к вокзалу.

Опять от меня сбежала

Последняя электричка,

И я по шпалам, опять по шпалам

Иду домой по привычке.

   

Иногда В. Грабовец брал баян с собой в поездки на соревнования. Для нас – мотогонщиков клуба – это был подарок судьбы, ведь Виталик без устали играл и пел, и время в поездке пролетало незаметно. Вот и пришла пора рассказать о нашем легендарном автомобиле ГАЗ-51 для перевозки людей, как я обещал. Машина имела государственный регистрационный номер 64-24 КДБ. В то время на Кировоградщине были популярны серии КДА и КДБ. В народе люди «расшифровывали» это так: КДА – каждый день авария и КДБ – каждый день беда. Слава Богу, за всё время верной службы нашего автомобиля ни аварий, ни беды не было ни разу. Так вот, наш фургон для перевозки людей, который мы называли просто «будка», имел два окна – слева и справа и две двери – справа по ходу движения для посадки и высадки людей и сзади, через которую можно было загрузить, например, мотоцикл или другой груз не очень большого размера. Этим автомобилем наша дружная команда совершала, бывало, дальние поездки – в Кадиевку Луганской области (позже Стаханов Ворошиловградской области) и Ровно (Ривне) на гаревые гонки, на мотокроссы во Львов, Краснодон, Донецк, Днепропетровск и другие города. При этом фургон всегда   был забит до отказа. Мы плотно сидели на двух невысоких лавочках, что были по бокам фургона. И никто не страдал, всем было хорошо – в тесноте, да не в обиде! Зимой наша «будка» тоже не простаивала, а возила нас на гонки. Стационарного отопления там не было, и мы грелись с помощью… паяльной лампы! Нам выедало глаза, дышать тоже было нелегко, а мы не стонали, мы были всем довольны! Вот, что значит молодость!

   

В 1976 году тренер мотоклуба ДОСААФ города Днепропетровска, заслуженный тренер УССР Владимир Николаевич Мунштуков, который тренировал меня в период моей учёбы в Днепропетровском горном институте (1970-1975 годы), предложил Виталию Грабовцу должность механика мотоклуба. Оклад здесь был больше, чем в Александрии и Грабовец переезжает в этот красавец-город на Днепре. До беды оставалось совсем немного времени…

   

…Выписав в Днепропетровске в мотоклубе путевой лист, где целью поездки было записано: обкатка двигателя мотоцикла, В. Грабовец на мотоцикле Ява для многодневных соревнований (эндуро)  8 июня 1977 года из Днепропетровска приехал в родную Александрию. Эти мощные мотоциклы, из-за необычной формы рамы и крепления на ней двигателя, англичане назвали «Летающий банан» на соревнованиях The FIM 39th Inernational Six Days' Trial, проходивших в 1964 году в Эрфурте (Германская Демократическая Республика – ГДР). На них разрешалось ездить по дорогам общего пользования, при наличии государственного регистрационного номера. Из недавнего рассказа родной сестры Виталия Любы следует, что он приезжал домой решить некоторые личные вопросы и на 40 дней к Сергею Кобзарю. Нужно сказать, что Сергей жил на Победе и занимался в мотосекции. Накануне он погиб, разбившись на личном мотоцикле где-то в районе мостов возле стадиона «Шахтёр» (теперь «Ника»). О последующих событиях рассказал мой первый тренер А.М.Лагутин в 1977 году. Виталий Грабовец заехал в секцию 9 июня. В этот день поминали Сергея. Анатолий Мефодиевич сказал ему, что на поминки поедем все вместе. Однако тот не стал ждать команду, а поехал в дом, где жил Кобзарь, один. Здесь он выпил довольно много самогона, практически не закусывая, и собрался уезжать. Его пытались удержать, видя его состояние, и даже сняли колпачок свечи зажигания, как утверждает Люба Грабовец. Это его не остановило. Он завёл мотоцикл и выехал со двора. К сожалению, далеко Виталька не уехал. Он дал полный газ и, с бравадой, поехал на заднем колесе по улице, повернув голову в сторону двора, где он только что был. Поэтому он не видел, что дорога делает поворот, а на траектории движения мотоцикла находится столб. В него он и врезался на большой скорости. В больнице боролись за его жизнь, однако 10 июня он скончался, не дожив один день до своего 32-летия. У него остались двое маленьких сыновей – Юрий, родившийся 16 октября 1971 года и Сергей, появившийся на свет 11декабря 1973 года. В 1977 году рассказ Мефодиевича дополнил Виктор Иванович Нестеров, сказавший мне, что на лице Виталия не было ни одной ссадины. Он лежал в гробу, как живой. Основной удар пришёлся на грудную клетку. Помню, что слушая это, я сдерживал себя, чтобы не разрыдаться, однако слёзы, всё же, катились по моим щекам… Я потерял своего замечательного друга. Похоронили Виталия Грабовца на кладбище у Спортивной трассы «Вербовая Лоза». Мне в жизни его очень не хватает … 


2744Перегляда
Інші матеріали розділу Версія для друку

Коментарі

Ще нема коментарів до цього матеріалу. Будьте першим!
Напишіть ваш коментар
Ім'я:
Коментар: